Украинский Укр
Русский Рус
Телефон: 0673543487
Телефон: 0502236797
Адрес: Київ, пр-т. Степана Бандери, 8
Корзина пуста
В корзине товаров: 0
Главная > Публикации > Новые правила розничного рынка электроэнергии: предприятия могут выбирать поставщика, но только после установки АСКУЭ

Новые правила розничного рынка электроэнергии: предприятия могут выбирать поставщика, но только после установки АСКУЭ

7 декабря 2018 г. 10:48
Новые правила розничного рынка электроэнергии: предприятия могут выбирать поставщика, но только после установки АСКУЭ
или
В новый год – с новыми условиями поставки электроэнергии: а ваше предприятие установило АСКУЭ?
Уже совсем скоро, буквально в первый же день нового 2019 года государственная реформа рынка электроэнергии начнет свой первый этап. Это означает, что существовавшие до этого времени облэнерго будут расформированы по сферам деятельности – поставка и транспортировка электроэнергии потребителям, а у промышленного сектора появится возможность выбрать альтернативного поставщика по принципу свободного ценообразования. С одной лишь оговоркой: для перезаключения договора на поставку электроэнергии предприятие должно быть оснащено функционирующей автоматизированной системой контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
Пришедшие перемены обусловлены переходом на европейскую модель энергорынка и принятой недавно Верховной Радой Украины поправкой к закону «О рынке электрической энергии в Украине». Анбандлинг областных энергокомпаний, являющихся на данный момент монополистами на рынке, это одно из основных требований Третьего Энергопакета Европейского Союза как части общей энергетической реформы в Украине. Он призван окончательно отделить конкурентные виды деятельности на рынке энергетики от неконкурентных.
Анбандлинг (англ., unbundling) означает отделение функции транспортировки от продажи в отдельную компанию. Данная процедура должна быть полностью завершена в этом году. Все существующие в стране облэнерго лишатся права поставки электроэнергии в связи с окончанием лицензии на поставку по регулируемому тарифу, согласно которой пока они работают. Таким образом, все облэнерго будут разделены на две разные компании, одна из которых будет отвечать за производство и поставку электроэнергии, а вторая – за распределение энергоресурса, т.е. только за техническую передачу электроэнергии без права ее поставки. При этом разделение региональных энергокомпаний должно быть осуществлено и функционально, и юридически, включая создание отдельных брендов для них, разные офисы и независимые друг от друга веб-сайты. 
Впрочем, требования ЕС не включают разделение по собственности, т.е. новообразованные компании могут находиться в одной вертикально интегрированной структуре, при соблюдении определенных правил. Так, влияние материнской компании на энергопоставщика ограничено возможностью утверждать стратегию или годовой финансовый план и не подразумевает вмешательства в его текущую операционную деятельность или вопросы управления персоналом. В свою очередь, регулятор будет контролировать выполнение этих условий.
Анбандлинг является одним из важнейших и необходимым условием либерализации розничного рынка электрической энергии, поскольку в итоге он полностью меняет схему взаимодействия с электросетями и позволяет внедрить рыночные принципы конкуренции. Наиболее важным из них является то, что по новым правилам владелец распределительных электросетей не может контролировать и влиять на выбор и смену поставщика потребителем.
Что изменится?
Чтобы понять, в чем отличия от того, как было до сегодняшних нововведений, поясним. Нынешний рынок электроэнергии можно считать работающим по принципу «один котел». ГП «Энергорынок» закупает электроэнергию у добывающих/генерирующих компаний, среди которых и ГЭС, и АЭС, и тепловые электростанции, а также возобновляемые источники. Далее всем имеющимся ресурсом распоряжаются облэнерго, которые поставляют электричество населению. При этом расчет за электроэнергию проходит те же этапы, только в обратную сторону: население платит облэнерго, те оставляют себе свою долю и передают государственному предприятию «Энергорынок», а уже оно платит генерации. Тарифы же устанавливает НКРЭ – в зависимости от того, какая цена производства электричества.
А как будет теперь? Новая модель рынка предполагает функционирование биржи электроэнергии, двусторонние контракты, суточный, ежедневный и балансирующий рынки. Ответственность за балансирующий рынок будет лежать на «Укрэнерго», а биржа будет работать на базе "ГП «Энергорынок». В целом все эти изменения позволят устанавливать цену на электроэнергию в соответствии с рыночными законами. Деятельность операторов системы распределения (ОСР) жестко ограничивается постановлением НКРЭКУ №1406 от 27.12.2017, согласно которому ОСР может заниматься только распределением электроэнергии без права ее производства, поставки и продажи, не имеет права препятствовать конкуренции на рынке и должен обеспечить свободный недискриминационный доступ к сети для всех поставщиков. Также оператор системы распределения по согласованию с НКРЭКУ назначает уполномоченное лицо по вопросам соответствия, которое обязано следить за выполнением программы соответствия монополистом.
В свою очередь, сами ПУУ согласно закону имеют ряд обязательств для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии. Это обеспечение надежности и беспрерывности энергоснабжения для массового потребителя. Также поставщики универсальных услуг в течение первых двух лет своей деятельности не имеют права отказать в поставках электричества населению и малым небытовым потребителям. Стоимость киловатт-часа для данной категории потребителей будет рассчитана по методике, утвержденной НКРЭКУ. По окончании этих двух лет будут выбраны новые ПУУ посредством конкурса.
Поставщик, выполняющий функцию поставщика универсальных услуг, имеет право также продавать электроэнергию средним и крупным потребителям, но уже на других условиях. В этом случае применяются условия свободного ценообразования – те же, что действительны для других независимых поставщиков. При этом поставщик, являющийся ПУУ, до 1 июля 2019 года, когда будет официально запущен конкурентный оптовый рынок, обязан работать по тем же правилам, что и нынешние поставщики электроэнергии по нерегулируемому тарифу (ПНТ), и действовать, как и любой другой независимый поставщик. Это значит, что он будет покупать «ток» по почасовому графику у ГП «Энергорынок», а потом добавлять стоимость услуг оператора распределительных сетей и свою маржу.
Если опираться на опыт Европы, социальные поставщики электроэнергии (как наши ПУУ) устанавливают более высокие тарифы на киловатт-час по сравнению со свободными дистрибьюторами. Это при том, что цена на киловатт-час для населения в Украине ниже, чем для промышленного сектора. Однако грядущей ротации есть разумное объяснение: поставщик универсальных услуг работает с большой базой мелких потребителей, а их обслуживание обходится дороже, чем работа со средними и крупными предприятиями.
Что год грядущий нам готовит?
С наступлением Нового года самые минимальные изменения ожидают потребителей из категории бытовых. Т.е. население и малые небытовые потребители, как минимум, до 1 июля 2019 года могут ничего не менять и даже не подписывать. Как это возможно? Такая процедура предусмотрена договором о предоставлении универсальных услуг, который является публичным и считает достаточным фактом согласия с ним любое действие потребителя услуги – такое, как, оплата счета за электроэнергию поставщику универсальных услуг или даже сам факт ее потребления. Единственное, что изменится, это название компании в платежной квитанции и расчетный счет. А вот с 1 июля 2019 года начнется самое интересное: поменяются уже не только названия, но и реальные правила игры на розничном рынке электроэнергии. Ведь с момента запуска конкурентной модели оптового и розничного рынков малые небытовые потребители и население тоже получат возможность выбирать поставщика. Сами же поставщики универсальных услуг с 1 июля будут обязаны покупать электроэнергию на свободном рынке, а платы за их услуги поставки населению и малым небытовым потребителям будет регулироваться НКРЭКУ.
Что касается промышленных потребителей, глобальные изменения для них уже начались. Во-первых, с 1 января будут упразднены дифференцированные тарифы в зависимости от времени суток для данной категории потребителей. А это увеличит среднюю стоимость киловатт-часа для предприятия. Во-вторых, до наступления 2019 года, поскольку 1 января установлено датой окончательного завершения процесса анбандлинга, все потребители должны иметь договор нового образца с поставщиком. И вот тут возникает самый интересный нюанс: промышленные потребители могут либо заключить договор с поставщиком, который выделился из облэнерго, либо выбрать себе нового поставщика – любого, который предложит более низкую цену или более привлекательные условия. Но сделать это, выбрать альтернативного облэнерго поставщика, может только предприятие с функционирующей автоматизированной системой учета электроэнергии (АСКУЭ). Одним из самых удачных решений на этом рынке является программный комплекс для автоматизированного учета энергоресурсов (АСУЭ) «ЭнергоЦентр». Этот программный продукт эффективно выполняет целый ряд задач: учет потребления энергоресурсов, хранение расчетных параметров в базе данных, возможность многотарифного учета и контроля за лимитом энергопотребления, контроль работоспособности приборов учета и многое другое.
Что изменится для предприятия, если оно переходит с поставок от облэнерго на независимого поставщика? Вряд ли тут может идти речь о существенной разнице в цене, в самом тарифе, но при больших объемах потребления имеют значение и другие факторы – способов оплаты. Например, облэнерго, как известно, берет предоплату за предоставляемую электроэнергию, а в новых условиях рынка можно заключить договор с независимым поставщиком на выгодных и удобных для вас условиях: с отсрочкой платежа, без штрафных санкций за превышение лимитов и др.
Стоит заметить, что рынок, конечно, не поменяется в одночасье, и с 1 января грядущего года не стоит ожидать появления реальной конкуренции между поставщиками. Тем более, что до 1 июля 2019 года все поставщики обязаны работать с потребителями промышленного сегмента по одинаковым правилам. А 1 июля будет упразднена обязательная продажа всеми производителями и покупка всеми поставщиками электроэнергии у ГП «Энергорынок». Именно с этого момента производители смогут реализовывать свою продукцию поставщикам или потребителям напрямую, и к нему следует подготовиться заранее. Учитывая необходимость внедрения в работу АСКУЭ, организационную подготовку и неминуемый ажиотаж ближе к открытию оптового и розничного рынков, озаботиться установкой автоматизированной системы учета «ЭнергоЦентр» стоит уже сейчас.
Тогда еще до наступления окончательной либерализации рынка предприятие сможет выбрать наилучшие условия для поставки электроэнергии. Ведь независимых поставщиков не так много: сейчас их около 25 или 30, а их общая доля в объеме поставок электроэнергии в уходящем году достигает всего 7%.